A Clockwork Orange. (1971) - Заводной апельсин.
Герой Дэвида - Джулиан (Julian), слуга и телохранитель писателя Фрэнка. Скандально известное творение Стенли Кубрика (Stanley Kubrick), из-за обилия сцен циничного насилия было запрещено к просмотру в Великобритании. Один из немногочисленных фильмов с «незамаскированным» Дэвидом, который идет в русском прокате. Фильм вызвал бурю споров и эмоций. Выскажу свое, очень субъективное мнение. Вкратце напомню сюжет. Главный герой фильма – юный мерзавец Алекс (Малком МакДауэл - Malcom McDowell) и его банда совершают разбойные нападения на мирных жителей. Алекс (Alex) – циничное и жесткое существо, с садистскими наклонностями, наслаждается сценами «ультранасилия» и классической музыкой. Но банда Алекса предает своего вожака и наш антигерой попадает в тюрьму, где его подвергают «лечению». Лечение заключается в том, что ему колют наркотик, вызывающий ощущение предсмертных судорог, и во время сеанса этой терапии показывают сцены насилия, заснятые на кинопленку. Важная деталь – эти «фильмы» сопровождает столь любимая Алексом музыка Бетховена. Таким образом, по окончании «лечения» Алекс испытывает страшные физические мучения при одной только мысли о насилии. Но в душе он остается тем же мерзавцем. Далее Алекс попадает в тот же круг ада, который он устроил для своих жертв, но на этот раз в роли «кролика». С первого просмотра фильм оставляет тягостное впечатление, из-за обилия грубых и циничных сцен. Кубрик как будто специально хочет не просто шокировать зрителя, а заставить его выключить телевизор или встать и уйти их кинотеатра. Зритель должен ощутить ту же дурноту от этих сцен , что и главный герой. Правда выглядит это несколько нарочито, слишком напоказ. Особенно первые полчаса экранного времени. А вот если убрать слишком откровенные сцены, останется хорошая вещь. Фильм отличают великолепная актерская игра и точность музыкального сопровождения. Причем игру актеров мы можем оценить непосредственно – английский текст не дублированный, как и во всех фильмах Кубрика. Очень хороша закадровая речь Малкома Макдауэла – Алекса. Кстати, часть реплик он произносит по-русски и почти без акцента. Забавно слышать: «oh, my brothers and only friends! So called «droogs». Malchiki i devochki». Фильм снят в фарсовой манере, все сцены насилия показаны как смешные, то есть как бы глазами главного героя. Теперь о Дэйве и его роли. Дэйв в фильме играет Джулиана - телохранителя пострадавшего от банды Алекса писателя. Камера показывает тот же интерьер, что и в начале фильма, когда банда хитростью ворвалась в дом писателя Фрэнка (Frank), покалечила его и изнасиловала его жену. Создается ощущение повторяемости событий. Но есть и различие: вместо очаровательной молодой женщины, которая была в начале фильма, мы видим... Дэйва собственной персоной... Всего Дэйв учувствует в трех мизансценах. Во-первых, это он носит на руках беспомощного Алекса, зверски избитого его бывшими дружками. Во – вторых, он участвует в великолепной сцене «кормления» главного героя. Узнав в избитом беспомощном молодом человеке негодяя, Фрэнк задумывает «страшную месть». Одна из составляющих этой мести заключается в том, что Алекса поят вином с нечистотами, а герой Дэйва пристально следит, чтобы Алекс делал все, что от него требуют. Дэйв по роли должен просто сидеть и наблюдать, как тот пытается «это» съесть. Абсолютное спокойствие – наброски к портрету будущего Вейдера. Чтобы окончательно ввергнуть Алекса в пучины страданий, Фрэнк запирает его в комнате и заставляет слушать 9 симфонию Бетховена, что причиняет Алексу страшные мучения, так как из-за проведенного лечения он реагирует на «своего старого друга Людвиг Вана» так же, как на секс и насилие. Участие Дэйва в этой сцене заключается в том, что он задумчиво слушает то ли музыку Бетховена, то ли крики Алекса. Дэйв считает, что это роль не требовала особого драматического таланта. По сути, он выступал как статист. Но! Кубрик прекрасно подобрал «типаж». Что в этом образе необычно – это сочетание накаченных мускулов и спокойного, доброго и интеллигентного лица. Что же в итоге? Алекс – выродок, но на самом деле он такой же, как те, кто его окружает. Просто в фильме показаны разные формы жестокости. Вот родители Алекса, которые отказались от родного сына. Вот писатель, раньше бывший добрым и отзывчивым человеком (в фильме именно он велел жене открыть дверь из сострадания). Но от жесткости мира он почти сходит с ума и уподобляется Алексу. Он тоже, оказывается, способен наслаждаться криками боли. Но худший и самый страшный вид жесткости – это Джулиан. То есть получается, что у Дэйва тут чуть ли не главная роль :). Дело в том, что Джулиан способен пытать человека не по злобе, не из мести, не защищая жизнь, даже не ради удовольствия, а просто потому, что ему так велели. Это тупая, равнодушная сила с добрым и интеллигентным лицом. Причем доброта и интеллигентность, это то, что идет, так сказать, от Дэйва. А тупая жестокость получается в контексте - так построена сцена. Фильм стал первым поворотным пунктом в карьере Дэвида. Именно после просмотра «Апельсина...» его заметил Джордж Лукас (George Lucas). Фотографии любезно предоставлены Miss Annietta Young © 2003 Екатерина Федорчук aka Lady Vader © При использовании данного материала ссылка на сайт обязательна. |