A Clockwork Orange. (1971) - Заводной апельсин.
Вкратце напомню сюжет. Главный герой фильма – юный мерзавец Алекс (Малком МакДауэл - Malcom McDowell) и его банда совершают разбойные нападения на мирных жителей. Алекс (Alex) – циничное и жесткое существо, с садистскими наклонностями, наслаждается сценами «ультранасилия» и классической музыкой. Но банда Алекса предает своего вожака и наш антигерой попадает в тюрьму, где его подвергают «лечению». Лечение заключается в том, что ему колют наркотик, вызывающий ощущение предсмертных судорог, и во время сеанса этой терапии показывают сцены насилия, заснятые на кинопленку. Важная деталь – эти «фильмы» сопровождает столь любимая Алексом музыка Бетховена. Таким образом, по окончании «лечения» Алекс испытывает страшные физические мучения при одной только мысли о насилии. Но в душе он остается тем же мерзавцем. Далее Алекс попадает в тот же круг ада, который он устроил для своих жертв, но на этот раз в роли «кролика». С первого просмотра фильм оставляет тягостное впечатление, из-за обилия грубых и циничных сцен. Кубрик как будто специально хочет не просто шокировать зрителя, а заставить его выключить телевизор или встать и уйти их кинотеатра. Зритель должен ощутить ту же дурноту от этих сцен , что и главный герой. Правда выглядит это несколько нарочито, слишком напоказ. Особенно первые полчаса экранного времени. А вот если убрать слишком откровенные сцены, останется хорошая вещь. Фильм отличают великолепная актерская игра и точность музыкального сопровождения. Причем игру актеров мы можем оценить непосредственно – английский текст не дублированный, как и во всех фильмах Кубрика. Очень хороша закадровая речь Малкома Макдауэла – Алекса. Кстати, часть реплик он произносит по-русски и почти без акцента. Забавно слышать: «oh, my brothers and only friends! So called «droogs». Malchiki i devochki». Фильм снят в фарсовой манере, все сцены насилия показаны как смешные, то есть как бы глазами главного героя. Теперь о Дэйве и его роли. Дэйв в фильме играет Джулиана - телохранителя пострадавшего от банды Алекса писателя. Камера показывает тот же интерьер, что и в начале фильма, когда банда хитростью ворвалась в дом писателя Фрэнка (Frank), покалечила его и изнасиловала его жену. Создается ощущение повторяемости событий. Но есть и различие: вместо очаровательной молодой женщины, которая была в начале фильма, мы видим... Дэйва собственной персоной...
Дэйв считает, что это роль не требовала особого драматического таланта. По сути, он выступал как статист. Но! Кубрик прекрасно подобрал «типаж». Что в этом образе необычно – это сочетание накаченных мускулов и спокойного, доброго и интеллигентного лица. Что же в итоге? Алекс – выродок, но на самом деле он такой же, как те, кто его окружает. Просто в фильме показаны разные формы жестокости. Вот родители Алекса, которые отказались от родного сына. Вот писатель, раньше бывший добрым и отзывчивым человеком (в фильме именно он велел жене открыть дверь из сострадания). Но от жесткости мира он почти сходит с ума и уподобляется Алексу. Он тоже, оказывается, способен наслаждаться криками боли. Но худший и самый страшный вид жесткости – это Джулиан. То есть получается, что у Дэйва тут чуть ли не главная роль :). Дело в том, что Джулиан способен пытать человека не по злобе, не из мести, не защищая жизнь, даже не ради удовольствия, а просто потому, что ему так велели. Это тупая, равнодушная сила с добрым и интеллигентным лицом. Причем доброта и интеллигентность, это то, что идет, так сказать, от Дэйва. А тупая жестокость получается в контексте - так построена сцена. Фильм стал первым поворотным пунктом в карьере Дэвида. Именно после просмотра «Апельсина...» его заметил Джордж Лукас (George Lucas). Фотографии любезно предоставлены Miss Annietta Young © 2003 Екатерина Федорчук aka Lady Vader © При использовании данного материала ссылка на сайт обязательна. |